Процесс регистрации индивидуального предпринимателя

Согласно ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (далее – ИП).

Для того чтобы начать индивидуальную предпринимательскую деятельность, необходимо:

• пройти государственную регистрацию;
• встать на учет в налоговой инспекции;
• встать на учет в государственных внебюджетных фондах;
• получить сведения из статистического регистра хозяйствующих субъектов;
• открыть расчетный счет в банке (на усмотрение ИП);
• получить лицензию на выбранный вид деятельности, если это необходимо.

Порядок осуществления государственной регистрации ИП определен Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Этапы регистрации ИП:

1. Государственная регистрация в качестве ИП и налогоплательщика

Государственная регистрация ИП осуществляется в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Омской области (644010, г. Омск, ул. М. Жукова, 72, корп. 1, тел.: (3812) 35-94-71).

Также документы на государственную регистрацию принимают филиалы Казенного учреждения Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг»  (далее – МФЦ) (единая справочная: тел.: (3812) 37-40-09).

Перечень филиалов МФЦ.docx 17 kB

Документы, которые необходимо представить при государственной регистрации физического лица в качестве ИП:

• заявление о государственной регистрации (форма № Р 21001);

• копия паспорта физического лица, регистрируемого в качестве ИП;
• квитанция об уплате государственной пошлины за регистрацию (800 руб.) в соответствии с ст. 333.33 НК РФ.

О получении документов на регистрацию налоговым органом выдается расписка в их получении.

Рассмотрение документов на регистрацию ИП осуществляется налоговой инспекцией в срок не более чем 3 рабочих дня (при подаче документов через МФЦ – 5 дней).

По результатам рассмотрения представленных документов налоговая инспекция либо осуществляет регистрацию физического лица в качестве ИП и выдает свидетельство о регистрации в качестве ИП либо отказывает в регистрации. Одновременно со Свидетельством о государственной регистрации ИП выдается Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе  (если не было выдано ранее) и лист внесения записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГРИП).
Моментом государственной регистрации признается внесение записи в соответствующий ЕГРИП.

2. Постановка предпринимателя на налоговый учет

ИП может выбрать любую оптимальную систему налогообложения в соответствии со своим видом деятельности.

Уведомление в случае выбора общей системы налогообложения предоставлять не нужно. Если после государственной регистрации ИП не подал заявление о переходе на выбранную систему налогообложения, то «по умолчанию» ИП применяет общую систему налогообложения.    

В случае выбора упрощенной системы налогообложения ИП в течение 30 дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет, предоставляют в налоговый орган по месту жительства уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения.

В этом случае ИП вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки его на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет.

В случае выбора единого налога на вмененный доход, ИП подает в налоговый орган по месту осуществления деятельности в течение 5 дней со дня начала осуществления деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, заявление о постановке на учет в качестве налогоплательщика единого налога. Налоговый орган в течение 5 дней со дня получения заявления выдает уведомление о постановке на учет ИП в качестве налогоплательщика единого налога.

В случае выбора патентной системы налогообложения для получения патента необходимо подать заявление в налоговый орган по месту жительства не позднее чем за 10 дней до начала применения ИП патентной системы налогообложения. Приобрести патент можно на срок от 1 до 12 месяцев.

3. Постановка на учет в государственных внебюджетных фондах

В соответствии с п. 3.1. ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» налоговая инспекция в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем государственной регистрации, представляет сведения, содержащиеся в ЕГРИП, в государственные внебюджетные фонды:

• Отделение Пенсионного фонда РФ по Омской области (г. Омск, ул. Чапаева, 71/1, тел.: (3812) 24-74-01);
• Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (г. Омск, ул. Пушкина, д. 67, к. 2 (5, 6 этаж), тел.: (3812) 33-21-88);
• Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Омской области (г. Омск, ул. Масленникова, 68, тел.: (3812) 36-17-65).   

Получив данные о государственной регистрации, фонды обязаны в течение 5 дней поставить ИП на учет, после чего выслать ему извещение страхователя (или страховое свидетельство), а также сообщить налоговому органу о регистрационном номере зарегистрированного предпринимателя.   

Если ИП использует наемный труд, то постановка на учет в государственных внебюджетных фондах в качестве страхователя осуществляется на основании заявления ИП, к которому необходимо приложить свидетельство о государственной регистрации и свидетельство о постановке на налоговый учет.

4. Получение сведений из статистического регистра хозяйствующих субъектов

Налоговая инспекция в срок не более чем 5 рабочих дней с момента государственной регистрации представляет сведения о регистрации в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Омской области (г. Омск, ул. Орджоникидзе, 3 / ул. Красногвардейская, 37, тел.: (3812) 23-07-53).

Для получения уведомления Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области и использования его при заполнении статистической и налоговой отчетности ИП необходимо воспользоваться сервисом Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области.

В разделе «Сведения об идентификации кодами общероссийских классификаторов», введя ОКПО, ОГРН и ИНН ИП, предприниматель получит уведомление о кодах по общероссийским классификаторам, установленным на момент государственной регистрации.

5. Представление уведомления о начале предпринимательской деятельности

Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» * утверждены Правила представления юридическими лицами, ИП, осуществляющими отдельные виды предпринимательской деятельности, в уполномоченные федеральные органы (их территориальные органы) уведомлений о начале своей деятельности, а также перечень работ и услуг, о начале осуществления которых ИП предоставляется уведомление.

Уведомление составляется заявителем по форме и представляется по месту предполагаемого фактического осуществления работ (оказания услуг) в соответствующий федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган) до начала фактического выполнения работ (оказания услуг).

В зависимости от вида осуществляемой деятельности уведомление должно представляться в:

1) Управление Роспотребнадзора по Омской области (г. Омск, ул. 10 лет Октября, 98);
2) Управление Госавтодорнадзора по Омской области (г. Омск, ул. Тарская, 25);
3) Государственную инспекцию труда в Омской области (г. Омск, ул. Певцова, 13);
4) ГУ МЧС России по Омской области (г. Омск, ул. Интернациональная, 41);
5) отдел (инспекцию) Госнадзора по Омской области (г. Омск, ул. 10 лет Октября, 98);
6) Государственную жилищную инспекцию Омской области (г. Омск, ул. Булатова, д. 68);
7) Главное управление ветеринарии Омской области (г. Омск, ул. 30 лет ВЛКСМ, д. 40);
8) Сибирское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (г. Омск, ул. Красный путь, 89).

Способы представления уведомления:

1) непосредственно заявителем по адресу нахождения уполномоченного органа (уведомление представляется в двух экземплярах);
2) заказным почтовым отправлением на адрес уполномоченного органа с описью вложения с уведомлением о вручении (уведомление представляется в двух экземплярах);
3) в виде электронного документа через официальный сайт Управления Роспотребнадзора по Омской области  или через портал государственных услуг Российской Федерации, подписанного электронной цифровой подписью заявителя.

6. Открытие расчетного счета

После получения свидетельства о государственной регистрации и свидетельства о постановке на налоговый учет при необходимости ИП открывают  расчетный счет.

В соответствии с Инструкцией ЦБ РФ от 30.05.2014 № 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов» основанием открытия расчетного счета является заключение договора расчетного счета и представление всех документов, определенных законодательством Российской Федерации.

ИП может быть открыто несколько расчетных счетов.

Для открытия расчетного счета ИП в банк представляются (п. 4.7. Инструкции ЦБ РФ от 30.05.2014 № 153-И):

• документ, удостоверяющий личность физического лица;
• карточка;
• документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете (если такие полномочия передаются третьим лицам), а в случае, когда договором предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными средствами, находящимися на счете, третьими лицами с использованием аналога собственноручной подписи, документы, подтверждающие полномочия лиц, наделенных правом использовать аналог собственноручной подписи;
• свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
• свидетельство о государственной регистрации в качестве ИП;
• лицензии (патенты), выданные ИП или лицу, занимающемуся частной практикой, в установленном законодательством Российской Федерации порядке, на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию (регулированию путем выдачи патента).

Данный перечень документов не является исчерпывающим. Банки вправе требовать иные документы, не указанные в Инструкции ЦБ РФ.

В банк представляются оригиналы документов или их копии, заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

* С 11 июля 2016 года введен Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2). Для перехода с ОКВЭД на ОКВЕД 2 необходимо воспользоваться переходными ключами, разработанными Минэкономразвития России.

Переходные ключи.xls 774 kB