Единая Государственная Автоматизированная Информационная Система,
предназначенная для государственного контроля над объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС)
I. Сроки подключения к ЕГАИС
Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка (далее – ФСРАР) установлены сроки внедрения ЕГАИС для отдельных видов деятельности:
| Осуществляемый вид деятельности | Фиксация в ЕГАИС | Срок вступления | 
| Организации, осуществляющие производство пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи (более 300 тысяч декалитров в год и оснащенных основным технологическим оборудованием) | В части отражения производства и оборота | 01.10.2015 | 
| Организации, осуществляющие производство пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи (менее 300 тысяч декалитров в год и оснащенных основным технологическим оборудованием) | В части отражения оборота | 01.01.2016 | 
| Организации, осуществляющие закупку, хранение и поставку алкогольной и спиртосодержащей продукции | В части отражения оборота | 01.01.2016 | 
| Организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях последующей розничной продажи такой продукции, должны обеспечивать прием и передачу информации об обороте такой продукции | В части подтверждения факта закупки | 01.01.2016 | 
| Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, кроме пива и пивных напитков, в городских поселениях | В части подтверждения факта закупки | 01.01.2016 | 
| В части розничной продажи | 01.07.2016 | |
| Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, кроме пива и пивных напитков, в сельских поселениях | В части подтверждения факта закупки | 01.01.2016 | 
| В части розничной продажи | 01.07.2017 | |
| Организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере общественного питания с реализацией алкогольной продукции, в т.ч. пива (рестораны, бары, кафе, буфеты, бистро, закусочные, шашлычные, пабы, пиццерии, таверны, street food- «уличная еда», ОКВЭД: 55.30; 55.40; 55.51; 55.52 | В части подтверждения факта закупки | 01.01.2016 | 
II. Этапы подключения к ЕГАИС для розничной продажи алкогольной продукции (в т.ч. пива) и общественного питания
Для обеспечения подключения к ЕГАИС необходимо установить специальное программное обеспечение и приобрести оборудование:
| Осуществляемый вид деятельности | Необходимые оборудование, действия | Кроме того, оборудование на кассе | 
| Организации, осуществляющие розничную продажу пива | · компьютер с выходом в Интернет; · приобретение универсального транспортного модуля (УТМ) ЕГАИС; · установка специального программного обеспечения ЕГАИС (ПО ЕГАИС); · получение аппаратного криптоключа JaCarta со встроенным криптопровайдером PKI/ГОСТ; · получение квалифицированной электронной подписи для связи с серверами ЕГАИС | |
| Организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере общественного питания с реализацией алкогольной продукции, в т.ч. пива | ||
| Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, кроме пива | · POS-терминал (касса), взаимодействующий с УТМ и оснащенный фискальным регистратором; · 2D-сканер | 
III. Технические требования, предъявляемые к оборудованию:
1) компьютер:
– компьютерное обеспечение: 32-битный процессор с частотой от 2.0 ГГц и выше; ОЗУ от 2 ГБ; сетевой Ethernet контроллер, 100/1000 Mbps, разъем RJ45; жесткий диск объемом не менее 50 GB;
– программное обеспечение: ОС Windows 7 Starter и выше; общесистемное программное обеспечение Java 8 и выше;
2) УТМ ЕГАИС;
3) аппаратный криптоключ JaCarta со встроенным криптопровайдером PKI/ГОСТ;
4) квалифицированная электронная подпись для связи с серверами ЕГАИС;
5) 2D-сканер штриховых кодов PDF417 (для осуществления розничных продаж).
IV. Схема работы с ПО ЕГАИС
1. В части подтверждения факта закупки:
1) организация-производитель, импортер или оптовик продукции фиксирует в ЕГАИС расходные накладные. Объем отгруженной продукции резервируется на остатках отправителя в ЕГАИС;
2) организация-получатель продукции (организация розничной торговли) через собственную учетную систему либо иным способом посредством УТМ ЕГАИС получает все отправленные на него накладные;
3) в случае согласия принять продукцию, указанную в накладных, организация-получатель подтверждает получение. В случае обнаружения фактической недостачи продукции по сравнению с объемами, указанными в электронных накладных, если организация желает принять такую продукцию, формируется акт расхождений с исправленным количеством. Акт через УТМ попадает к отправителю продукции, при этом отправитель может согласиться с актом. В этом случае с остатка отправителя будет списан лишь согласованный с получателем объем. В случае несогласия отправителя с актом расхождений, он отменяет акт и тогда вся накладная отменяется и весь объем остается на остатках отправителя;
4) в случае обнаружения фактического избытка продукции по сравнению с объемами, оказанными в электронных накладных, если организация-получатель желает принять такую продукцию, она подтверждает накладную. На избыточное количество отправитель  формирует дополнительную накладную;
5) в случае несогласия принять продукцию, указанную в накладных, организация-получатель  отклоняет пришедшую накладную. Отклоненная продукция остается на остатках отправителя;
6) ФСРАР обрабатывает все поступающие документы и через УТМ возвращает в организации квитанции о фиксации данных в ЕГАИС.
2. В части розничной продажи:
1) покупатель приносит на кассу продукцию, среди которой есть алкоголь;
2) кассир считывает EAN товара;
3) при считывании EAN алкогольной продукции на экране кассы появляется запрос «Отсканируйте ШК марки»;
4) с помощью 2D-сканера кассир считывает штрих-код ФСМ/АМ;
5) при успешном считывании ШК ФСМ/АМ товар добавляется в чек, иначе продажа данного товара отменяется;
6) если весь товар внесен в чек, кассир нажимает кнопку «Итог»;
7) кассовое ПО генерирует xml-файл и отправляет его в ПО ЕГАИС (транспортный терминал);
8) транспортный терминал формирует квитанцию и возвращает ее в кассу;
9) происходит закрытие чека с печатью слипа алкогольной продукции.
V. Основные риски:
1. Без подключения к ЕГАИС принимать и законно продавать алкоголь будет нельзя. 
2. За контрафактную продукцию и алкоголь с нечитаемыми штрих-кодами ответственность несут магазины. При продаже такого товара конечному потребителю ЕГАИС отправит сигнал в ФСРАР и магазину придется заплатить штраф.
3. При отсутствии Интернет-соединения программный модуль ЕГАИС может работать в офлайн-режиме только три дня. Если Интернет-соединение пропадет, за это время восстановить Интернет не получится, продажу алкоголя придется прекратить.
VI. Штрафы при отсутствии подключения к ЕГАИС.
С 1 января 2016 года все розничные продавцы алкогольной продукции не смогут на законных основаниях принять алкоголь.  Нарушение установленного порядка учета грозит административным штрафом.
С 1 июля 2016 года продажа алкогольной продукции без подключения к ЕГАИС будет незаконной. Если в магазине нет возможности считать штрих-код с бутылки, отправить в ФСРАР для «одобрения», напечатать чек с QR-кодом, нельзя будет продать бутылку алкоголя.
В соответствии со ст.14.19 КоАП РФ за нарушение порядка фиксации сведений в ЕГАИС отчетности об объемах производства и оборота алкогольной продукции полагаются следующие штрафы:
•    для должностных лиц (индивидуальных предпринимателей) – до 15 000 рублей;
•    для юридических лиц – от 150 000 до 200 000 рублей.
До 1 июля 2016 года непередача организациями, осуществляющими производство и оборот пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях последующей розничной продажи такой продукции, информации об объеме производства и оборота такой продукции в ЕГАИС не может рассматриваться как нарушение установленного порядка учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Перечень организаций, занимающихся реализацией и установкой
УТМ и ПО ЕГАИС
| № | Наименование организации | Контактная информация | 
| 1. | ГК «Патрик», центр по продаже, техническому обслуживанию ККТ и автоматизации малого бизнеса | ул. Сазонова, 64 24-52-71 24-52-83 25-05-01 | 
| 2. | ООО «АйПос», центр автоматизации торговли | ул. Серова, 1В 97-20-15 | 
| 3. | ООО «АкваБайт», центр автоматизации | пр-т Карла Маркса, 34А 51-14-34 38-04-43 89039270443 | 
| 4. | ООО «АллаН», центр технического обслуживания | ул. Учебная, 199Б 30-25-55 | 
| 5. | ООО «АС Омск», торгово-сервисная компания | ул. Пушкина 32 21-66-56 | 
| 6. | ООО «Бизнес-сервис 2000», торгово-транспортная компания | ул. Волочаевская, 15, к. 1 38-69-66 | 
| 7. | ООО «БИТ Ключевой элемент» | ул. Маршала Жукова, 72, к. 1 320-330 332-964 | 
| 8. | ООО «ВТИ СПЕКТР», торгово-сервисная фирма | ул. Долгирева, 17 23-80-39 | 
| 9. | ООО «ИМСИСТЕМ», центр автоматизации торговли и бизнеса | ул. 70 лет Октября, 24 48-80-30 | 
| 10. | ООО «Компания АльфаКом-сервис» | ул. Декабристов, 45 37-79-02 | 
| 11. | ООО «Ока», торговая компания | ул. Орджоникидзе, 145А 25-47-78 | 
| 12. | ООО «Примасофт» | пр-т Карла Маркса, 18/22 39-50-80 39-62-40 | 
| 13. | ООО «СофтБизнес», центр автоматизации | ул. Лермонтова, 63 59-49-52 8-904-326-54-72 | 
| 14. | ООО «ТехЦентр» | ул. Маяковского 81/2 36-21-47 | 
| 15. | ООО «Фирма Ремтек» | ул. Марченко, 6 41-92-35 | 
| 16. | ООО «ЦТО-Омск», торгово-сервисный центр | ул. Ватутина, 11В 21-69-90 | 
| 17. | ООО «Элвис», торгово-сервисная компания | ул. Орджоникидзе, 14 27-89-12 | 
 
        