Самозанятые теперь могут участвовать в электронном документообороте
Федеральная налоговая служба России (далее – ФНС России) проводит пилотный проект «Электронный документооборот с самозанятыми гражданами» (далее – ЭДО).
ЭДО – это процесс составления и обмена электронными документами, которые не нужно распечатывать и подписывать на бумаге. Любой документ, сформированный в ЭДО и подписанный электронной подписью, равнозначен бумажному и обладает такой же юридической силой.
К участию в пилотном проекте приглашаются самозанятые, которые сотрудничают с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и составляют соответствующие акты на бумаге.
В рамках пилотного проекта самозанятые граждане смогут с помощью мобильного приложения оператора ЭДО или смартфона с функцией NFC составлять, подписывать и направлять своим заказчикам акты выполненных работ/оказанных услуг в электронном виде.
Участие самозанятых граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в пилотном проекте является добровольным.
Для участия в проекте самозанятым гражданам необходимо рассмотреть вопрос с контрагентом о возможности перехода на ЭДО и выбрать оператора, который поможет получить электронную подпись и проведет необходимый инструктаж.
В пилотном проекте участвуют операторы ЭДО:
- ООО «Такском» (технология с КЭП – NFC-карта),
- АО «Инфотекс Интернет Траст» (технология с НЭП – мобильное приложение),
- АО «ПФ «СКБ Контур»(веб-сервис с КЭП на носителе).
Обращаем внимание, если у самозанятого уже существует электронная подпись для обмена электронными документами, то ему необходимо подключить веб-сервис для ЭДО.
В случае, если самозанятый планирует работать с мобильного устройства, то для этого ему потребуется смарт-карта с технологией NFC. Важно, чтобы электронная подпись самозанятого была специальным образом записана на смарт-карту, поскольку на нее невозможно просто скопировать действующую подпись.
Пилотный проект «Электронный документооборот с самозанятыми гражданами» будет проводиться до марта 2025 года. После этого налоговые органы оценят перспективы расширения электронного документооборота для юридических лиц и ИП и вовлечения самозанятых в ЭДО.
Справочно:
При выборе электронной подписи, то самозанятым подходит квалифицированная электронная подпись (далее – КЭП). С помощью КЭП можно подписывать юридически значимые документы – договоры возмездного оказания услуг, акты выполненных работ. Это важно, если заказчик и исполнитель находятся в разных регионах и не могут встретиться лично для подписания документов. КЭП приравнивается к «настоящей» подписи, проставленной вручную на бумаге.