Перекосы развития потребительского рынка в Омске
25 марта по инициативе Администрации города Омска состоялся круглый стол «О результатах маркетингового исследования состояния потребительского рынка в городе Омске и о путях развития торговли на территории города Омска».
На мероприятии были презентованы итоги маркетингового исследования «Состояние потребительского рынка на территории города Омска», проведенного АНО ВПО «Омский экономический институт» по заказу управления делами Администрации города Омска.
Цель исследования – сбор данных и создание информационной базы данных об объектах потребительского рынка города Омска.
В базу данных вошла информация об объектах потребительского рынка в количестве 11905 единиц.
Сопоставляя количество выявленных объектов с площадью и численностью жителей административных округов, выявлены следующие диспропорции размещения (рис.1).
Наибольшая плотность размещения объектов потребительского рынка наблюдается в Центральном административном округе, наименьшая в Октябрьском административном округе. В центральном округе на одну тысячу жителей приходится 11 предприятия сферы торговли, общественного питания и услуг, а в Октябрьском – только 7.
Рис. 1. Количество объектов потребительского рынка, осуществляющих
деятельность на территории г. Омска
Структура отраслевого распределения объектов потребительского рынка г. Омска предоставлена на рис. 2.
Рис. 2. Сферы деятельности объектов потребительского рынка
Более половины (53%) из обследованных субъектов имеют опыт осуществления предпринимательской деятельности свыше 5 лет, 5 % образованы в течение года (рис. 3). Большинство вновь открывшихся предприятий осуществляют деятельность в сфере торговли.
Рис. 3. Стаж деятельности объектов потребительского рынка
При анализе распределения организаций по дате создания, выявлена корреляция между количеством вновь созданных субъектов и экономической ситуацией. Так во время экономического кризиса 2008 – 2009 гг. замечено уменьшение предпринимательской активности. Определенный спад отмечен и в 2013 – 2014 гг.
Рис. 4. Оценка конкуренции потребительского рынка г. Омска
(% от числа ответивших)
На омском рынке более 80% респондентов ощущают давление конкуренции (рис. 4). При этом около 8% уже с трудом справляются с конкуренцией, 2% респондентов готовы закрыть или перепрофилировать бизнес.
Результаты проведенных исследований могут быть использованы инвесторами, органами власти, общественными организациями предпринимателей.
Центр поддержки предпринимательства при проведении консультирования физических лиц, планирующих начать собственное дело, или предпринимателей, расширяющих свой бизнес, будет использовать данное исследование потребительского рынка.